Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

монеты

Если воспринимать античную историю изолированно, то для современного человека трудно понять, как и почему вызревал новый христианский символизм внутри старого греко-римского мира. Однако, есть одна хорошая аналогия, позволяющая почувствовать этот процесс глубже. В 1960 году в своем эссе о Советском Союзе Андрей Амальрик писал, что так же, как принятие христианства продлило жизнь Римской империи на 300 лет, принятие коммунизма на 70 лет продлило жизнь Российской империи. То есть, в известном смысле, переход России в 1917-1921 годах в коммунистическую форму существования аналогичен слому государственной религии в 312-325 гг. н.э. в Риме. Возьмем для примера красную звезду. Автором этого символа считается Лев Троцкий. Будучи председателем Реввоенсовета – высшего органа руководства невиданного еще в истории воинства - большевистской армии, Троцкий собирался ей придумать такой символ, который бы подчёркивал фундаментальный поворот истории. Но ничего лучше старой доброй звезды он придумать не смог. Когда разбираешься в мотивах, которые привели его к этому художественному решению, то замечаешь, что в молодости Троцкий был масоном и, наверное, прекрасно знал масонскую литературу, традиции, варился в этой культуре. Пентаграмма - это масонский знак. Наверху слева приведена эмблема "Ордена Восточной Звезды" - масонской ложи, основанной адвокатом Робертом Моррисом в 1868 года в городе Нью-Йорке. Любопытная деталь: в 1917 году Лев Троцкий несколько месяцев провел в Нью-Йорке, интенсивно общаясь с местными масонами, пытаясь из их членов вербовать добровольцев для поездки в Россию. 27 марта 1917 года пароход "Кристианафьорд" с 267-ю добровольцами и оружием отплыл от берегов Америки. Местные говорили: "Наш Лёва едет отбирать работу у русского царя". Когда в ходе гражданской войны встал вопрос о символике новой армии, то стараниями Троцкого возникает вот такая характерная пентаграмма в виде опрокинутой звезды. Такая же необычная звезда была помещена на первом советском ордене Боевого Красного Знамени. Ее родовая связь с масонским знаком очевидна. Лишь через год звезда принимает привычную для нас форму лучом вверх. Весь 20 век прошел в тени этого символа. Если в 19 веке было нормальным ассоциировать звезду с масонами, то кто помнил об этом в 20 веке? Новая историческая реальность изменила смысл старых, хорошо известных символов и включила их в свою знаковую систему.

Христограмма

Христограмма - пожалуй наиболее известный христианский символ. Она представляет собой монограмму - переплетение двух греческих букв, - Хи и Ро, которые символизирует первые две буквы в имени Христа. В христианской литературе появление христограммы обычно относят ко 2 веку н.э. Этот знак часто находят в катакомбах, в которых скрывались христиане от преследования, на могилах или местах, где справлялся обряд. Монограмму имени Христова можно видеть на сакральных памятниках древних христиан. Она помещалась на куполах храмов и крещален, в интерьерах: на стенах, на капителях колонн, на мозаиках украшавших апсиду, на алтарной завесе и, особенно часто, на триумфальной арке фронтона храма. Монограмма, как знамение Христово, употреблялась христианами и в частной жизни, например, начертывалась на дверях их жилищ. С раннего времени христиане стали изображать монограмму на кольцах, лампах и мелкой домашней утвари. В могилах мучеников найдено много металлических шейных медальонов с начертанием монограммы. Женщины и дети носили на шее медальоны с частицами мощей святых мучеников. Христограмма существовала во множестве разновидностей, некоторые из них представлены на картинке. В верхнем ряду, посередине, проказан тот тип монограммы Христа, который именуется "константиновой монограммой" или "хрисмоном". Именно ее, согласно традиции, записанной Евсевием Кесарийским, увидел Константин перед битвой на Мильвийском мосту 28 октября 312 г.н.э. Христограмма воспринималась как личный знак императора и стала символом триумфа, получив широчайшее распространение после издания Миланского эдикта. В погребальном контексте хризма приобрела значение символа бессмертия. Этот знак все время эволюционирует, принимая всё более простые формы, например, креста с закруглением на вершине (знаки по диагонали). Эта христограмма получила название "монограмматический крест". Сама христограмма возникает на монетах не сразу, так как римское общество поначалу состояло из "взрывоопасной" смеси христианских и традиционных сообществ, фрагментарно расположенных на территории империи. Только в 353 году этот знак впервые появляется на римской монете - чеканить христограмму решился узурпатор Магненций. Ниже приводится бронзовая монета, отчеканеная в галльском Амьене:

Здесь христограмма дополнена апокалиптическими буквами - альфой и омегой, которые являются первой и последней буквой греческого алфавита. Эти символы восходят к Откровению Иоанна Богослова, которой вложил в уста Иисусу: "Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец" (Откр. I, 8; XXI, 6). Появление этих букв в христограмме связывается с борьбой против ариан, которое отрицали божественное происхождение Иисуса Христа. Узурпатор Магненций, надеясь в борьбе с династией Константина привлечь на свою сторону христиан, делает прорыв в римском монетном деле, помещая на своей монете христограмму. По всей видимости, в то время этот знак уже не столько ассоциировался с именем Константина Великого, сколько имел общехристианское значение. Иначе размещение хрисмона на своей монете в разгар борьбы с императором Констансом - сыном Константина - выглядит странной.

Когда рассматриваешь христограмму, то сразу понимаешь, что имеешь дело с неординарным символом - просто, случайным образом, он сложиться не мог. Тем более удивительно, что во времена, когда никаких христиан еще не было, это знак уже применялся в греческом обиходе. Трудно сказать, имел ли он какие-то самостоятельное значение, отличное от сочетания двух букв, но на античных монетах мы встречаем несколько примеров монограмм в виде "христограммы", причем в ее наиболее выраженной форме - христограммы Константина Великого. На фото слева приведен реверс бронзовой драхмы Птолемея IV, которая была отчеканена примерно за 200 лет до рождения Христа и за 500 лет до видения Константина у Мильвийского моста. Еще более удивительным кажется появление "христограммы" на драхме так называемого псевдо-родосского чекана из города Миласа (Mylasa), датируемой 2 веком до н.э. Думается, он обозначал тогда первые буквы в имени монетария или органа (магистрата), который производил монетный выпуск. Важно подчеркнуть, что сама иконограмма этого символа была хорошо известна древним грекам и поэтому он так удачно прижился в более позднее время, приобретя новое значение в христианской системе координат. Что касается римлян, то и для них христограмма по своему начертанию не была чуждой. Рассмотрим, например, денарий Клавдия RIC 64, на реверсе которого изображены германские трофеи, или денарий Августа "Победа у мыса Акций" RIC 265 с военными трофеями. Весьма сложно не заметить, что очертания привычного для римлян изображения трофеев очень похожи на написание константиновой христограммы. Таким образом, энергетика этого символа была знакома и римлянам, что обеспечило его легкую адаптацию.

Рассмотрим еще один аспект появления христограммы на монетах. Существует такое любопытное явление как граффити на античных монетах. Речь идет о различных неофициальных символах и словах, нацарапанных на монетном кружке обычными людьми. Они разнообразны и являются предметом изучения, мы остановимся здесь только на христианских граффити. Классическим примером служит надпись, сделанная на солиде Аркадия, отчеканенном в самом начале 5 века н.э.  Прямо над головой императора мы читаем , далее следует монограмматический крест.  Мы видим, что в начале 5 века христограмма Константина Великого уступает место более простой форме в виде креста с завитушкой на конце. Образ Иисуса всё более смещается от христограммы к кресту. Такого рода граффити часто встречаются на солидах 4-5 веков, христиане использовали их в качестве подношения в церкви. Надпись по-видимому служила "облагораживанию" монеты и проявлением своих христианских чувств. Но в моей коллекции есть весьма любопытная монета с примером, как я считаю, ранней христианской граффити. Это тетрадрахма Домициана, отчеканенная в сирийской Антиохии в 88-89 гг. н.э.

Как видно, прямо под подбородком у Домициана довольно четко вычерчена (именно вычерчена! - линии проведены с помощью линейки) некая монограмма. Обсудим сначала сам символ, который я перерисовал на картинке. Что мы видим? Четко определяются буквы Хи (крест слева) и Ро (справа), но их переплетение весьма далеко от канонического вида христограммы, как он сложился позднее. Является ли монограмма христианской, или все-таки это случайное сочетание? Я придерживаюсь мнения, что монограмма - христианский символ, так как есть еще одна важная деталь во всей композиции. Если смотреть только на внешний контур монограммы, то мы видим рыбку, плывущую направо. Но рыба - еще более древний символ христиан, который предшествовал даже христограмме! И изображалась она очень похоже на то, что мы видим здесь. Возможно, мы имеем дело с какой-то ранней формой христианской символики, ее переходной формой от рыбки к христограмме? По виду износа монета имела хождение по крайней мере лет пятьдесят после своего выпуска и вполне разумно предположить, что в начале второго века (в эпоху императоров Траяна и Адриана) христианство получило уже достаточное распространение. Подтверждение этому мы находим и в литературе (переписка Траяна с Плинием Младшим) и в церковной традиции (казнь Святого Игнатия императором Траяном). Кроме того, Антиохия была одним из центров распространения новой религии. В то время христиане подвергались гонениям, что стимулировало их создавать свою собственную систему сигналов и опознавательных знаков. Писать открытым текстом на монете, кому предназначено ее подношение, было еще не время.
Категория: Мои статьи | Добавил: Sasha (16.02.2011)
Просмотров: 520 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Мои статьи [6]
ваш текст

Создать бесплатный сайт с uCoz
""