Знаки — материальные, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия), которые выступают как представители других предметов, свойств или отношений. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки, знаки-эмблемы и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения их значения в семиотике.
Семиотика (от греч. semeion — знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
В Российской империи, например, официально существовали разнообразные знаки различия категорий подданных в государственной и общественной жизнедеятельности. В частности...
Знаки членов обществ — знаки, присвоенные членам некоторых обществ, подлежат утверждению верховной власти. Так, почетные члены Общества подания помощи при кораблекрушениях, его председатель, члены правления, секретарь, казначей, инспектор и
 
Алхимические, астрологические, каббалистические знаки
члены, вносящие не менее 200 руб. ежегодно или 2000 руб. единовременно, имели право носить (мужчины на левой стороне груди, а дамы — на левом плече) золотой знак, а члены общества, вносящие не менее 50 руб. ежегодно или 500 руб. единовременно — серебряный. В 1882 году были установлены знаки для членов Православного палестинского общества: для почетных членов — золотой, для действительных членов — серебряный, для членов-сотрудников — бронзовый. Все эти знаки носились на шее. В 1870 году дамам-членам женских благотворительных учреждений Императорского человеколюбивого общества, с целью преодоления и устранения возможных препятствий, какие встречались при розыске и оказании помощи бедным и убогим в их жилищах, был присвоен особый знак, условия выдачи которого определялись советом этого общества. Особые знаки присваивались также членам Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных, Московского общества охоты, Общества хоругвеносцев кремлевских соборов, Холмского святобородицкого братства общества спасания на водах и др.
Знаки офицерские — особые нагрудные знаки, составлявшие прежде общую принадлежность офицерского обмундирования. Первоначальным его назначением было служить защитой груди, но постепенно, с уменьшением размеров, он утратил это назначение и сделался обычной принадлежностью формы одежды в строю. В России этот знак был отменен в 1859 году, при чем он был оставлен лишь для ношения в строю обер-офицерам лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков и 1-й батареи лейб-гвардии артиллерийской бригады, так как они имели знаки с особо пожалованной Петром Великим надписью. В 1884 году право ношения офицерского знака распространено на генералов и штаб-офицеров тех же частей. С 1864 подобные знаки приказано носить в строю офицерам 1-го военного павловского училища. Знак имел форму полумесяца, с государственным гербом посередине.
Знаки Российской Империи
ЗнакЗнакЗнакЗнакЗнак
Юбилейный Знак Императорского Человеколюбивого обществаЗнак об окончании Морского кадетского корпуса и курса морских наукЗнак военных врачей Императорской военно-медицинской академииЗнак об окончании Офицерской стрелковой школы (Серебряный)Знак об окончании Первого Киевского Константиновского военного училища

Знаки академические — нагрудные знаки, присвоенные законом лицам, окончившим курс в высших специальных учебных заведениях, или имеющим ученые степени. Впервые академические знаки были введены в Военном ведомстве в 1866 году для офицеров, окончивших курс в одной из военных академий (при окончании курса в нескольких военных академиях носился соединенный знак); затем знаки были установлены для инженеров путей сообщения; для воспитанников Строительного училища (Институт гражданских инженеров); для окончивших курс в Технологическом институте; для воспитанников Московского Императорского технического училища; для докторов медицины; для женщин-врачей; для окончивших курс в институтах Лесном, Горном и Константиновском межевом; для окончивших Рижское политехническое училище; для окончивших образование в Академии художеств с большою золотою медалью или удостоенных звания классного художника первой степени по конкурсам на большие золотые медали, или достигших звания академика и профессора; для лиц, удостоенных университетами степеней магистра и доктора факультетов историко-филологического, физико-математического, юридического и восточных языков; для не состоящих в духовном сане докторов и магистров православных духовных академий (кандидатам и магистрам духовных академий, по принятии ими духовного сана, выдавался особый крест для ношения в петлице, а удостоенным степени доктора — наперсный крест); для лиц, окончивших курс в состоящем при азиатском департаменте учебном отделении восточных языков.
Знаки должностные — знаки, присвоенные некоторым должностям (и званиям, которые по характеру своему близко соприкасаются с понятием о должности) и носимые при исполнении служебных обязанностей (старинные должностные знаки - Будава, Бунчук, Жезл, Насека). В 1837 году были установлены особые нагрудные знаки для тысяцких, пятисотских, сотских и рассыльных земских судов. Впервые царским законом такой знак присвоен был должности мировых посредников 1 июня 1861 года Законом 27-го июля 1861 года установлены должностные знаки для волостного старшины, его помощников, заседателей волостных правлений и сельского старосты. В 1863 и последующих годах установлены особые нагрудные знаки и бляхи для полевых и лесных сторожей, для полицейских служителей, для вольнонаемной прислуги округов путей сообщения и др.
Знаки СССР и Российской Федерации
ЗнакЗнакЗнакЗнакЗнак
Знак Федерального агентства прав. связиЗнак Военного университетаЗнак об окончании Академии ФСБ РФЗнак Почетный сотрудник КГБ СССРЗнак Защитник Отечества
Знаки-символы астрономические — условные обозначения Солнца, Луны, планет и других небесных тел, а также зодиакальных созвездий, фаз Луны, введенные еще в Древней Греции и применяющиеся в современной астрономической литературе и календарях.
Эмблема (греч. έμβλήμα) — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. От аллегории эмблема отличается тем, что она возможна только в пластических искусствах, от символа – тем, что смысл ее иносказания установлен и не подлежит толкованиям. Якорь – надежда, змея, кусающая свой хвост – вечность, кадуцей Меркурия – торговля, лира – музыка: таковы примеры наиболее употребительных эмблем. Они должны быть непременно ясны и понятны, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать. Наоборот, в символ вкладывается содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределенная группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлеченного обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа. Поэтому «Ночь» Микеланджело или барельеф, изображенный Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas» – не эмблемы, а символы, дающие движение мысли, осложняющие ее. Слово έμβλήμα (emblhma) у греков и римлян означало рельефные украшения на предмете из другого материала, например, серебряную фигуру на бронзовой вазе, затем всякие наборные художественно-ремесленные произведения, каковы, напр., мозаичные полы, вещи, изготовленные из разнородного и разноцветного материала, вышивки на бордюрах одежд, декоративный группы предметов в стенной живописи, украшения на мебели и т. п. Нынешний свой смысл слово эмблема получило лишь в XVI – XVII веках, когда аллегории были весьма популярны и когда в эмблему перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики. Библиография уделяет особенное внимание множеству сборников эмблем, обыкновенно превосходно изданных и интересных для истории декоративных искусств. Особенно популярны были «Эмблема» миланца Альциати (1531), до 1781 года выдержавшая до 130 изданий в разных странах Европы. В России имело успех издание «Эмблемы и Символы» Максимовича-Амбодика. Сборники эмблем для различного применения в прикладных искусствах издаются и теперь.
Астрологические символы, Алхимия, Античность.